Журнал Владимиръ
Историко-духовное возрождение

Этическое государство

У всех народов во все времена пытались найти причины неблагоустроенной жизни в обществе. В качестве первопричины выдвигали торговлю, машинизацию производства, дурные законы нечестивых правителей. Казалось бы, стоит удалить эти негативные факторы, мешающие реализации себя как личности в обществе, как само это общество достигнет устойчивого благоденствия.

Идеологи анархистского толка считали, что для того, чтобы общество процветало, необходимо устранить государственную машину, предоставив людям на местах самим решать проблемы. Социалисты же полагали, что во всём виновата частная собственность: достаточно её отменить и общество «нормализуется» Также надо отметить следующее: по их мнению, первопричиной всех общественных зол являются деньги, а потому надо переходить на натуральный обмен.

Но мы можем наблюдать, что нынешнее устранение государства от решения острых проблем привело не к желаемой самоорганизации общества, а к организации преступных элементов. Эксперименты над обществом по устранению причины социальных противоречий ни к чему не приводили. Например, движение в Англии по уничтожению машин потерпело фиаско.

Военный коммунизм в России, главной целью которого являлась ликвидация денег и торговли, привёл к массовому обнищанию. На мой взгляд, в этом-то и обстоит дело, что источник бед не в самих деньгах и машинах, торговле и частной собственности, так как отмена их в обществе не устраняет у людей стремления к ним. Источник бед – человеческие отношения в обществе по поводу всех этих вещей, т.е. общественная мораль.

Напрашивается весьма справедливый вопрос: почему же до сих пор никому не удавалось установить в государстве законы, которые бы способствовали прогрессивному развитию общества. Я думаю, что ответ прост: общество – динамическая система и новые условия её существования требуют новых законов.

Если в обществе нет условий для их принятия или изменения, то возникают противоречия, выражающиеся в накоплении и всё большем усилении недовольства отдельных слоёв населения, которое в итоге выльется в бунт, революцию, гражданскую войну. Однако если в основу законов будут положены этические принципы, то в обществе создаются условия для обязательного разрешения возникающих социальных противоречий, т.е. происходит общественное развитие – эволюция.

Любые общественные проблемы должны решаться своевременно независимо от того, кто стоит у власти: коммунисты, демократы, консерваторы. Для этого возникает необходимость в решении этих проблем привлечь тех, кем управляют (народ) помимо тех, кто управляет (власть). Пока сами граждане не начнут оказывать должного влияния на политику и принятие законов, будут существовать «плохие цари» и «дурные законы».

Мы можем наблюдать определённо устоявшийся факт: любая конституция, состоящая из конкретных законов, обречена на её несоблюдение именно из-за постоянно меняющихся социальных условий. Таким образом, считаю необходимым условием отразить в конституции принципы и цели и возможность постоянной творческой работы над государственным устройством.

Но создание условий для изменения общества не означает предотвращение его гибели от дурных законов, которые по недомыслию могут принять всем миром граждане страны. Значит должны быть чёткие ориентиры, что можно принимать, а что категорически нельзя. Должно быть, ясное представление, зачем государство человеку. Если для того, чтобы копить богатство, то каким должно быть это богатство?

Начиная с XVII века, философы и экономисты спорили о том, что является источником богатства. В этих спорах назывались различные его виды: торговля, плодородие почв, минеральные ресурсы, земельная рента, прибавочная стоимость, идеи. Но богатство – это не только всё перечисленное и не только то, что мы обычно понимаем под богатством: одежда, пища, утварь, жильё, но и знания, технологии, навыки, способности человека, моральные достижения.

Также к особому виду богатств разумно отнести возможность в любой момент приобрести любую необходимую вещь или сделать её, или взять её у кого-то для своей цели. Другими словами, богатством можно назвать то, что даёт возможность цивилизации выжить и добиться процветания. Под ценностью мы понимаем всё то, что способно производить богатства общества.

Известно, что гуманизм провозглашает главной ценностью и источником всех богатств – человека, потому что всё реализуется посредством человека. Всё, что созидает человека, является богатством. А это, прежде всего человеческие отношения (мораль). Именно они организуют общество, если строятся на живой морали (способствующей выживанию) или дезорганизуют его, если подчинены другой морали (неживой).

И чем выше моральные принципы во взаимоотношениях людей, тем больше возможностей у члена общества реализовать себя, тем богаче становится государство. (Здесь имеется в виду мораль, не которая декларируется, а которая исполняется в обществе).

Чем моральней человек, тем он талантливей. Человек с гордостью назвал себя Homo sapiens (Человек разумный), но, как известно разум без морали мёртв, а что может родить мёртвое? И получается, что без морали разум подобен топору, которому равно, что рубить – дрова или головы. Лишённые морали люди производят лишь хаос и разрушение, и особенно опасно, если в их руках государственные бразды правления: они умудряются обесценить и обессмыслить жизни миллионов людей.

Мы сейчас подходим к рубежу, когда Человечество осознаёт приоритет морали над разумом, и, перешагнув этот рубеж, человек будет иметь право называться Homo sapiens. Мораль отражает уровень достижений цивилизации.

Сегодня считается, что политикой могут заниматься профессионалы, предпочтительно юристы. Но для политика недостаточно иметь юридическое, историческое или экономическое образование. Главное для него быть глубоко моральным человеком, чтобы он мог быть примером для подражания, а это не «продукт» образования, а результат воспитания.

Вторым по значимости богатством являются знания, или, говоря языком Станислава Лема, сумма технологий цивилизации. Соответственно, ценностью является то, что позволяет получить эту сумму, т.е. творчество. Чтобы России стать богаче других стран, нужно не пытаться их догонять, а создать условия для реализации творческого труда, тогда можно будет достичь не только уровня развитых стран, но и встать на одну ступень с другими космическими цивилизациями. Уровень развития науки также определяется уровнем морали, поскольку моральные принципы конструируют алгоритмы мышления и поведения.

К третьему виду богатства относятся материальные ценности: полезные ископаемые, природные источники энергии (солнечная, геотермальная, энергия приливов и т.д.), лесные и речные ресурсы, плодородие почв, разнообразие ландшафтов, животного и растительного мира, а также все предметы, производимые человеком или с помощью человека. Соответственно ценностью является человеческий труд, преобразующий природные богатства в предметы потребления:

Богатство Ценности
Мораль Человек
Сумма технологий Творчество
Природные ресурсы Труд

Двигателем жизни современной цивилизации является материальное богатство, а самоценность личности, к сожалению, не является значимой…

Когда большинство людей смогут осознать приоритет ценности человека над остальными видами богатств, качество двигающих цивилизацию сил изменится, и научно-технический и социальный прогресс существенно ускорятся.

One comment
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *